по работе в системе дистанционного обучения Moodle
Рис.1. Вид первой страницы сайта
Блоками называются элементы, расположенные по краям страницы слева и справа (рис. 1): вход, календарь, пользователи на сайте, основное меню, категории курсов и т.д.
1 – Регистрация или вход на сайт для доступа к материалам курса
2 – Календарь, информирующийо наступающих событиях пользователя или курса
3 – Пользователи, находящиеся на сайте (работающие с материалами курса) в настоящий момент
4 – Список доступных категорий с курсами
5 – Блок, содержащий доступныеосновные материалы (форум, ресурсы и пр.)
6 – Описание сайта
Чтобы получить доступ к материалам курсов, необходимо пройти регистрацию, если Вы впервые входите в систему. Для этого в блоке «Вход» (1 на рис.1) нужно выбрать Создать учетную запись обучаемого, где необходимо заполнить все поля и нажать кнопку Сохранить (рис. 2). Если Вы уже зарегистрированы в системе Вам необходимо пройти идентификацию (ввести логин и пароль инажать кнопку Вход). После прохождения авторизации система откроет главную страницу, а блок «Вход» на экране исчезнет.
Навигация в оболочке e - learning
Для навигации в оболочке можно использовать стандартные кнопки интернет-браузера («Назад» и «Вперед» ), а также строку навигации, которая находитсявыше информационной части страницы (рис. 3)
На главной странице в блоке «Категории курсов» (4 на рис. 1) либо по центру главной страницы размещен перечень курсов, предлагаемых на сайте. После авторизации (ввода логина и пароля) видимыми останутся только курсы, доступные данному слушателю. Чтобы просмотреть весь перечень, необходимо нажать на ссылку «Все курсы…» . Для открытия курса необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на его названии. После этого на экране отобразится развернутая информацияо курсе и экранные блоки, относящиеся к курсу (рис. 4).
Рис.4 Главная страница выбранного курса
В блоке «Заголовки тем» можно ознакомиться со структурой выбранного курса. Она задает последовательность шагов по освоению и контролю за освоением материалов курса. Каждый элемент содержит название и пиктограмму, которая может подсказать вид ресурса.
В таблице представлены основные пиктограммы и их назначение.
или | Лекционный материал, представленный в текстовом или html формате, а также заархивированный материал. Предназначен для теоретической подготовки слушателя по программе курса. Может содержать текст, картинки, схемы, таблицы примеры и т.д. |
| Комплект ресурсов (несколько файлов) |
| Практическое задание, рекомендуемое для выполнения после изучения теоретического материала. Ответ на задание отсылается в виде файла. |
| Форум предназначен для оперативного просмотра и обсуждения сообщений преподавателя или слушателей курса. |
| Словарь терминов и определений. |
| Документ, выполненный в табличном процессоре Excel, который содержит табличные данные определенного этапа обучения и дает возможность слушателю сохранить данные на свой компьютер. Может быть использован любой другой формат файла, входящего в комплект MS Office. |
| Тест по определенному разделу курса |
* Для выбора любого из этих объектов достаточно навести указатель мыши и щелкнуть левой кнопкой.
Задания даются преподавателем курса с целью закрепления и проверки усвоения знаний, полученных после изучения теоретических материалов (преподаватель может ограничить время выполнения заданий). Ответ на выбранное задание необходимо подготовить в электронном виде (в любом удобном слушателю формате, если он не задан дополнительно) и загрузить на сервер системы для проверки преподавателем курса.
* Название файла необходимо задать латинскими буквами без пробелов .
Чтобы загрузить файл, необходимо воспользоваться кнопкой «Обзор » на странице задания . В открывшемся диалоговом окне следует выбрать папку (на своем компьютере), в которой хранится выполненное задание. Затем выбрать необходимый файл, содержащий выполненное задание, и нажать кнопку «Отправить» . При отправке выполненного задания необходимо обратить внимание на максимальный размер файла, который указан в задании над текстовым полем рядом с кнопкой «Обзор».
После проверки преподавателем присланных работ, можно будет увидеть свою оценку и отзыв о работе под текстом задания.
Управление персональными данными слушателя, их изменение и просмотр возможны в блоке «Управление» .
Оценки за выполненные задания можно посмотреть в общей таблице. Чтобы ее открыть необходимо выбрать ссылку «Оценки» в блоке «Управление» .
Чтобы отредактировать персональную информацию, необходимо в блоке «Управление» перейти по ссылке «Редактировать информацию» , внести изменения и нажать кнопку «Сохранить» .
Слушателю предоставляется возможность изменить пароль для входа в систему. Для этого необходимо перейти по ссылке «Изменить пароль» и в открывшемся окне набрать старый и новый пароли. После нажатия кнопки «Изменить пароль» система изменит пароль и откроет страницу «О пользователе» .
Слушатель может исключить себя из курса по собственному желанию. Для этого нужно выбрать ссылку «Исключить из курса» в блоке «Управление » и на вопрос системы « Вы уверены, что хотите исключить себя из этого курса?» нажать кнопку «Да».
*Внимание! После исключения из курса, Вы не сможете снова его открыть без разрешения администратора.
В блоке «Люди» отображается информация о слушателях, проходящих обучение по данному курсу, и его преподавателях. Чтобы ознакомиться с этой информацией, нужно перейти поссылке «Участники» , щелкнув на ней левой кнопкой мыши.
Чтобы отправить сообщение любому участнику курса, нужно в списке выбрать его имя левой кнопкой мыши и в открывшемся окне нажать кнопку «Отправить сообщение» . На экране появится новое окно, содержащее поле ввода сообщения и следующие кнопки:
- добавить собеседника;
- блокировать сообщения от этого человека;
- история сообщений.
После ввода текстасообщения необходимо нажать кнопку «Отправить сообщение» .
Каждый слушатель может настроить обмен сообщениями. Для этого нужно выбрать собственное имя в спискеучастников курса и на вкладке «О пользователе» нажать кнопку «Обмен сообщениями» .
С помощью вкладки «Искать» можно найти любого участника обучения (к ним относятся зарегистрированные слушатели и преподаватели курса). Для этого в разделе «Искать человека» в поле «Название» необходимо ввести имя или фамилию участника обучения и нажать на кнопку «Найти» (рис. 5). Будет отображен список, соответствующий запросу поиска.
Рис. 5. Окно поиска зарегистрированных слушателей или преподавателей
У каждого участника обучения все сообщения автоматически дублируются на почтовый ящик. Чтобы изменить стандартные установки, необходимо перейти на вкладку «Настройки» и снять галочку с раздела " Дублировать приходящие мне сообщения по почте, если я не открывал новых страниц сайта..." , сохранив внесенные изменения.
В блоке «Пользователи на сайте» отображается имена и фотографии всех пользователей, в данный момент находящихся в системе. Чтобы отправить сообщение,необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по иконке в виде конверта около имени пользователя и в открывшемся окне набрать сообщение. Затем нажать кнопку «Отправить сообщение» .
Блок «Календарь» дает возможность отметить значимые события:
- общие события (на уровне сайта) - отмечаются администратором;
- события курса - отмечаются преподавателем курса;
- групповые события - отмечаются преподавателем, видны только членам группы;
- события пользователя - отмечаются слушателем и видны только ему.
Стрелки, изображенные справа и слева от названия текущего месяца, позволяют просмотреть события предыдущего и следующего месяцев. Текущая дата всегда отмечена рамкой. Даты, соответствующие тем или иным событиям, отмечены цветом в соответствии с таблицей, приведенной в нижней части блока. Щелчком левой кнопки мыши по цветному прямоугольнику в этой таблице можно спрятать или вновь показать даты событий соответствующего уровня.
*Каждый раз, когда преподаватель курса задает дату закрытия задания, теста или форума, эти даты автоматически отмечаются на календаре.
Чтобы просмотреть необходимые события, необходимо перейти по интересующим датам, которые одновременно являются и ссылками.
Каждому слушателю предоставлена возможность отметить нужное событие в календаре. Для этого необходимо щелкнуть по названию месяца. В окне отобразятся все события на данный период, а также события открывающихся и закрывающихся элементов курса. При нажатии на кнопку «Новое событие» откроется окно редактора, в котором составляется новое сообщение.
При создании сообщения обязательными полями являются «Название» и «Описание». Также можно установить актуальность данного сообщения в определенный период:
- без продолжительности (отображается постоянно);
- продолжительность до определенной даты и времени;
- продолжительность данной темы в минутах.
Чтобы удалить событие, необходимо в блоке «Календарь» щелкнуть по нему левой кнопкой мыши и в открывшемся окне сообщения выбрать иконку, которая соответствует удалению сообщения. Для редактирования готового сообщения необходимо выбрать соответствующую иконку .
*Таким образом,при постоянной работе с календарем слушатель имеет возможность использовать его в качестве личной памятки.