ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура и содержание программы учебной дисциплины
1. Наименование учебной дисциплины: «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
2. Направление подготовки 035700 Лингвистика, Профиль подготовки Перевод и переводоведение, Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
3. Курс: 3
4. Форма обучения: очная
5. Семестр: 5
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 часа аудиторной работы, 90 часов самостоятельной работы, включая подготовку к экзамену.
Настоящая учебная программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Целью курса "Введение в теорию межкультурной коммуникации" является развитие межкультурной компетентности студентов, расширение их культурологического кругозора, обеспечивающего понимание сущности культурно-цивилизационных изменений, происходящих в современном российском обществе и во всем мире на рубеже тысячелетий (расширение связей между государствами, усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога), ознакомление студентов с основными направлениями исследования феномена межкультурной коммуникации, становлением и развитием основных понятий, входящих в предметное поле данной дисциплины, такими, как: понятие коммуникации, теория деятельности, языковая и концептуальная картины мира, текстовая деятельность, языковая личность, понятие культуры, понятие межкультурной коммуникации, конфликт культур, инкультурация.
По завершению изучения курса предполагается сдача экзамена. Для оптимизации самостоятельной работы студенты получают задания, в частности, написание рефератов по одной из предлагаемых тем, выполнение которых контролируется на консультациях
Курс «Введение в теорию межкультурной коммуникации» тесно связан с курсами истории и культуры стран изучаемого языка и помогает студентам лучше осознать особенности культурной картины мира собственной культуры и культур других народов. Кроме того, данный курс помогает студентам овладеть началами межкультурной компетенции, необходимой для адекватного владения иностранным языком как средством общения и трансляции культуры.
В процессе проектирования модели учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» мы опирались на следующие принципы:
- соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям демократического мультикультурного общества;
- единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
- вариативности и интегративности построения содержания;
- комплексности средств и методов формирования межкультурной компетенции студентов;
- модульно-рейтинговой технологии и компетентностного подхода.
Анализ опыта обеспечения качества подготовки бакалавра / специалиста по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации» позволил выявить следующее:
· дисциплина «Введение в теорию межкультурной коммуникации» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин и направлена на развитие межкультурной компетентности студентов;
· межкультурная компетентность является интегративной характеристикой личности будущего лингвиста-переводчика, служащей ее становлению и развитию в условиях поликультурного многоязычного мира, и выявлена нами в ряде социально-личностных, общенаучных, научно-исследовательских и общепрофессиональных компетенций.
Модель учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» была разработана на основе компетентностного подхода имодульно-рейтинговой технологии, так как данная модель позволяет четко сформулировать цели обучения по каждой компетенции в виде результатов. Описанные таким образом результаты достижимы, четко и ясно изложены, имеют практическую направленность, поддаются оцениванию и задают уровень качества.
Также модульно-рейтинговая система способствует оптимальному планированию содержания и органазационно-технологического обеспечения дисциплин с учетом конечных результатов; делает учебный процесс личностно-ориентированным, стимулируя самостоятельную работу студента и повышая его активность; совершенствует процесс оценки качества освоения образовательных программ за счет его диверсификации и в целом улучшает качество учебного процесса и организационно-административной работы.